ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]А-368/2022 от 05.10.2022 Ясненского районного суда (Оренбургская область)

УИД 56RS0044-01-2022-000572-82

№ 2(1)а-368/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ясный 05 октября 2022 года

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Ковалевой Н.Н.,

при секретарях Савченко Н.Н., Петрушенко Ю.С., Сошниковой О.А.,

с участием административного истца Корытовского Д.С.,

представителя административных истцов Савчук Н.А.

представителя административного ответчика - администрации Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области Шмидта В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Корытовского Дмитрия Сергеевича, Аитовой Жанны Александровны к главе администрации Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области Мазуру Владимиру Юрьевичу, администрации Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области о признании незаконным бездействие в принятии административного регламента муниципальной услуги «Заключение договора коммерческого найма жилых помещений фонда коммерческого использования», незаконным действия по исключению из реестра муниципальной услуги и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Корытовский Д.С., Аитова Ж.А. обратились в Ясненский районный суд с административным исковым заявлением к главе администрации муниципального Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области Мазуру В.Ю., администрации муниципального Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области о признании незаконными бездействие в принятии административного регламента муниципальной услуги «Заключение договора коммерческого найма жилых помещений фонда коммерческого использования», действия по исключению из реестра муниципальной услуги и возложении обязанности.

В обоснование требований административные истцы указали, что Корытовский Д.С. является военнослужащим на объекте по роду, деятельности которого создано ЗАТО Комаровский Оренбургской области, администрация муниципального Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области, по ходатайству истца и командования войсковой части 26164 оказывает муниципальную услугу по предоставлению жилого помещения по договору коммерческого найма. В настоящее время Корытовский Д.С. проживает в квартире из фонда коммерческого использования, которая была предоставлена его семье по договору коммерческого найма главой администрации муниципального Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области Мазуром В.Ю. 18 августа 2022 года решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 17 ноября 2021 года отменено Шестым кассационным судом общей юрисдикции, в связи с чем истец является получателем указанной выше муниципальной услуги.

Производство по административному делу по административному иску Корытовского Д.С. об оспаривании административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Заключение договора коммерческого найма жилых помещений фонда коммерческого использования», утвержденного постановлением администрации муниципального образования ЗАТО Комаровский Оренбургской области №82-п от 02 июня 2011 года, как не соответствующего требованиям ст.12 ФЗ от 27 июля 2010 года №ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», определением Ясненского районного суда прекращено в связи с отменой административным ответчиком постановления №82-п от 02 июня 2011 года. В настоящее время администрацией Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области оказывается муниципальная услуга без соответствующего регламентирующего административные процедуры нормативного правового акта.

Бездействие администрации и главы администрации ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области по принятию административного регламента приводит к нарушению гражданских прав и законных интересов административных истцов, поскольку ни стандарт, ни формы контроля, ни исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, ни порядок досудебного обжалования действий (бездействий) органов и должностных лиц при предоставлении данной муниципальной услуги в данной сфере не урегулирован. Административный регламент, который отменен постановлением главы администрации ГО ЗАТО Комаровский № 269-п от 06.07.2022, по своей структуре не соответствовал требованиям статьи 12 Закона №210-ФЗ, так как отсутствовали обязательные элементы регламента, установленные пунктами 2,4,5 статьи 12 Федерального Закона №210-ФЗ.

Несмотря на принятое в соответствии с пунктам 13 и 15 Федерального закона №210-ФЗ постановление администрации МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области №213-п от 21 сентября 2016 года, которым утвержден Порядок разработки, проведения экспертизы и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, административный регламент датированный 2011 годом, администрацией ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области не был своевременно приведен в соответствие с действующими нормами законодательства.

Оказание услуг по не законному административному регламенту является грубым нарушением подпункта «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96.

Такие действия (бездействие) администрации ГО ЗАТО Комаровский и главы администрации ГО ЗАТО Комаровский создают социальную напряженность среди военнослужащих, которые проходят службу на территории объектов, по роду деятельности которых создано ЗАТО, так как проживание семьи военнослужащего в благоустроенном жилье для семьи военнослужащего имеет очень большое значение. Кроме того, бездействие в принятии административного регламента муниципальной услуги отягощено коррупциогенными факторами. В данном случае коррупциогенный фактор заключается в отсутствии утвержденных административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка. Отмена постановления № 82-п, которым утвержден административный регламент без одновременного утверждения регламента в новой редакции, влечет за собой грубое нарушение прав и интересов административного истца, как военнослужащего, при предоставлении указанной муниципальной услуги, так как позволяет правоприменителю применять необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. В соответствии с пунктом 4 Порядка № 213-п структурным подразделениям администрации муниципального образования было поручено в срок до 15 октября 2016 года привести административные регламенты предоставления муниципальных услуг в соответствие с утвержденным Порядком, отменять действующий Административный регламент от 2011 года до утверждения административного регламента в новой редакции, глава администрации ГО ЗАТО Комаровский не имел права. Такие действия могли быть совершены только одновременно.

В соответствии с Уставом МО ЗАТО Комаровский администрация ГО Комаровский самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с нормативными правовым актами Совета депутатов и вправе передавать муниципальное имущество во временное пользование физическим лицам (статьи 50 и 51 Устава). Нормативным правовым актом Совета депутатов, на основании которого администрация ГО ЗАТО Комаровский вправе передавать муниципальное имущество по договорам коммерческого найма, является Положение № 13/3 (статья 32 Устава). Предоставление жилых помещений муниципальной собственности из фонда коммерческого использования является деятельностью по реализации функции администрации, которая осуществляется по запросу заявителей в пределах полномочий, установленных Советом депутатов в Положении № 13/3, по вопросу местного значения, то есть является муниципальной услугой, которую обязана предоставлять администрация ГО ЗАТО Комаровский.

Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 20.07.2021 № 1228 «Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг» местным администрациям рекомендовано руководствоваться указанными Правилами при утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг. При этом в пункте 3 Правил указано, что в случае если нормативным правовым актом, устанавливающим конкретное полномочие органа, предоставляющего государственную услугу, предусмотрено принятие отдельного нормативного правового акта, устанавливающего порядок осуществления такого полномочия, наряду с разработкой этого нормативного правового акта подлежит утверждению административный регламент предоставления соответствующе государственной услуги.

Кроме бездействия в принятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по заключению договоров найма жилых помещение фонда коммерческого использования, старая версия которого была незаконно отменена постановлением №269-п, администрацией ГО ЗАТО Комаровский допущено незаконное действие в виде исключения из реестра оспариваемой муниципальной услуги постановлением № 306-п, которым признано утратившим силу постановление № 289-п от 12.08.2019 «О реестре услуг администрации ЗАТО Комаровский».

Административные истцы Корытовский Д.С. и Аитова Ж.А., с учетом уточнения административных требований, просили суд признать незаконным бездействие администрации ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области и главы администрации ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области Мазура В.Ю. в принятии административного регламента муниципальной услуги «Заключение договора коммерческого найма жилых помещений фонда коммерческого использования», обязать администрацию ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области совершить действия по утверждению административного регламента оспариваемой муниципальной услуги, признать незаконными действия администрации ГО ЗАТО Комаровский по исключению из реестра услуг оспариваемой муниципальной услуги и обязать администрацию ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области включить в реестр оспариваемую муниципальную услугу.

В судебном заседании административный истец Корытовский Д.С. представитель административных истцов Корытовского Д.С. и Аитовой Ж.А. - Савчук Н.А. поддержали заявленные требования к администрации ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области просили их удовлетворить, требования к главе администрации ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области Мазуру В.Ю. не поддержали. Давая объяснения, изложили обстоятельства, указанные в административном иске и в письменных пояснениях к административному иску.

Представитель административного ответчика - администрации ГО ЗАТО Комаровский – Шмидт В.Н., в судебном заседании исковые требования не признал, суду показал, что правоотношения, результатами которых являются заключение договоров коммерческого найма муниципального имущества не подпадают под понятие «муниципальная услуга». Полагает, что при наличии действующего утверждённого решением Совета депутатов ГО ЗАТО Комаровский № 13/3 от 24 февраля 2022 года Положения «О порядке и условиях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования в Городском округе ЗАТО Комаровский» дополнительного утверждения административного регламента не требуется.

Административный истец Аитова Ж.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в представленном суду заявлении просила рассмотреть административный иск в её отсутствие.

Административный ответчик глава администрации ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области Мазур В.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отзыв на административное исковое заявление не представил.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, учитывая их надлежащее извещение.

Суд, заслушав пояснения административного истца, представителя административных истцов, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года №210-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрено, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Пунктом 4 статьи 2 поименованного Федерального закона предусмотрено, что административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 вышеприведенного Федерального закона, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 названного федерального закона).

Из положения пункта 15 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ следует, что порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ, государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Согласно части 1 статьи 29 поименованного Федерального закона, административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 Устава муниципального образования «Городской округ Закрытое административно-территориальное образование Комаровский Оренбургской области», утвержденному решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Комаровский Оренбургской области, Закрытое административно-территориальное образование является городским округом в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7, пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Городского округа относятся к вопросам местного значения Городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 29 Устава муниципального образования городской округ ЗАТО Комаровский Оренбургской области, утверждённого решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Комаровский Оренбургской области от 03 сентября 2018 года №40/4, структуру органов местного самоуправления Городского округа составляют: представительный орган муниципального образования – Совет депутатов Городского округа ЗАТО Комаровский; глава муниципального образования – глава Городского округа ЗАТО Комаровский; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - Администрация Городского округа ЗАТО Комаровский (далее - администрация ГО ЗАТО Комаровский); контрольно-счетный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата Городского округа ЗАТО Комаровский.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования «Городской округ ЗАТО Комаровский Оренбургской области», к вопросам местного значения Городского округа ЗАТО Комаровский относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности ЗАТО Комаровский.

При этом, пунктом 18 части 3 статьи 38 Устава муниципального образования Городской округ ЗАТО Комаровский предусмотрено, что к полномочиям Администрации по решению вопросов местного значения, в том числе относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности и ведение реестра муниципального имущества.

В соответствии со статьей 51 Устава, администрация от имени ЗАТО Комаровский самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Советов депутатов. Администрация вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами и решениями Совета депутатов.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Корыторский Д.С. проходит военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

дд.мм.гг. между администрацией ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской ... и Корытовским Д.С. был заключен договор коммерческого найма жилого помещения в целях проживания граждан: Корытовского Д.С., Аитовой Ж.А., (ФИО), (ФИО) по адресу: ..., со сроком его действия до дд.мм.гг..

Срок действия договора коммерческого найма жилого помещения на день рассмотрения дела истек.

Постановлением администрации муниципального образования ЗАТО Комаровский Оренбургской области от 02 июня 2011 года № 82-п «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по заключении договоров найма жилых помещений» был утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по заключению договоров найма жилых помещений «Заключение договоров найма (социального найма) жилых помещений муниципального жилищного фонда, специализированного жилищного фонда и жилого фонда коммерческого использования».

Настоящий административный регламент был разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов предоставления муниципальной услуги и определял порядок, сроки и последовательность административных процедур и действий структурных подразделений администрации муниципального образования ЗАТО Комаровский.

Постановлением администрации муниципального образования ЗАТО Комаровский Оренбургской области от 21 сентября 2016 года № 213-п «Об утверждении Порядка разработки, проведения экспертизы и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг» в целях повышения качества муниципальных услуг и обеспечения их доступности был утвержден Порядок разработки, проведения экспертизы и поручено структурным подразделениям администрации муниципального образования в срок до 15 октября 2016 года привести административные регламенты предоставления муниципальных услуг в соответствие с п. 1 данного постановления.

Между тем, административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по заключении договоров найма жилых помещений, администрацией ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области не был своевременно приведен в соответствие с действующими нормами законодательства.

Постановлением администрации Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области от 06 июля 2022 года № 269-п отменено постановление администрации муниципального образования ЗАТО Комаровский Оренбургской области от 02 июня 2011 года № 82-п «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по заключении договоров найма жилых помещений».

Судом установлено, что решением Совета депутатов ГО ЗАТО Комаровский от 24 февраля 2022 года №13/3 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования в Городском округе ЗАТО Комаровский Оренбургской области (далее по тексту Положение).

Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 14.07.1992 №3207-I «О закрытом административно – территориальном образовании», Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.1998 №655 «Об утверждении Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно – территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации», Устава Городского округа ЗАТО Комаровский, и определяет порядок и условия предоставления жилых помещений, находящихся в муниципальном жилищном фонде коммерческого использования ГО ЗАТО Комаровский.

При этом, в пункте 1.4 данного Положения, Администрация ГО ЗАТО Комаровский указана в том числе в качестве наймодателя муниципального имущества муниципального образования ЗАТО Комаровский. Включение жилых помещений в муниципальный жилищный фонд коммерческого использования ГО ЗАТО Комаровский и их исключение из его состава производятся на основании постановления администрации ГО ЗАТО Комаровский (п.1.2 Положения).

В пункте 1.3 Положения предусмотрено, что жилое помещение из жилищного фонда коммерческого использования предоставляется гражданам Российской Федерации по договору коммерческого найма. Коммерческий найм жилых помещений предоставляет собой основанное на договоре срочное возмездное владение и (или) пользование жилыми помещениями в виде отдельной квартиры с правом пользования жилым помещением и имуществом жилищного фонда коммерческого использования в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Разделом 3 Положения предусмотрен порядок подачи в ... ЗАТО Комаровский соответствующего заявления и результат его рассмотрения.

Согласно Федеральному закону от дд.мм.гг., основными характеристиками, позволяющими отнести полномочия к государственным (муниципальным) услугам, являются:

- заявительный порядок обращения за предоставлением государственных (муниципальных) услуг;

- принятие решений о предоставлении государственных услуг осуществляется ответственным федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - орган, осуществляющий предоставление государственных услуг), о предоставлении муниципальных услуг - органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий предоставление муниципальных услуг);

- наличие у органа, осуществляющего предоставление государственных услуг (органа, осуществляющего предоставление муниципальных услуг), соответствующих полномочий, закрепленных в нормативной правовой базе;

- предоставление государственных (муниципальных) услуг осуществляется в отношении физических или юридических лиц (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, в силу ограничения, установленного пунктом 3 статьи 2 Закона №210-ФЗ) либо их уполномоченных представителей, обратившихся в орган, предоставляющий государственные услуги, либо в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 Закона №210-ФЗ, или в организации, указанные в пункте 5 статьи 2 Закона №210-ФЗ, с запросом о предоставлении государственной (муниципальной) услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

Полномочие является государственной (муниципальной) услугой в случае её соответствия в полном объёме критериям, установленным Законом №210-ФЗ.

Исходя из вышеприведенного, суд приходит к выводу о том, что у Администрации Городского округа ЗАТО Комаровский имеются полномочия по предоставлению муниципальных услуг «Заключение договора коммерческого найма жилых помещений фонда коммерческого использования», для осуществления которой является необходимым соответствующий административный регламент.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, в муниципальном образовании ЗАТО Комаровский Оренбургской области отсутствует административный регламент по оказанию муниципальной услуги «Заключение договора коммерческого найма жилых помещений фонда коммерческого использования», сведения о нём в реестре муниципальных услуг не размещены, администрацией Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению указанной муниципальной услуги.

Приведенное Положение об утверждении порядка и условиях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования в Городском округе ЗАТО Комаровский Оренбургской области содержит не все вопросы, включенные в структуру административного регламента, в частности, в нем не предусмотрен срок принятия администрацией ГО ЗАТО Комаровский постановления о заключении договора коммерческого найма, срок подготовки проекта договора и его подписания главой администрации, отсутствует (неполнота) административных процедур, не урегулирован порядок досудебного обжалования действий (бездействий) органов и должностных лиц при предоставлении данной муниципальной услуги.

Суд также учитывает, что отсутствие административного регламента такой муниципальной услуги создает предпосылки для коррупции в данной сфере общественных отношений.

Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 № 1228 утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ. При этом пунктом 3 Постановления определено, что в случае если нормативным правовым актом, устанавливающим конкретное полномочие органа, предоставляющего государственную услугу, предусмотрено принятие отдельного нормативного правового акта, устанавливающего порядок осуществления такого полномочия, наряду с разработкой этого нормативного правового акта подлежит утверждению административный регламент предоставления соответствующей государственной услуги.

Таким образом, урегулирование функции по оказанию государственной и (или) муниципальной услуги путем утверждения соответствующего порядка (положения) не исключает, а, напротив, предполагает разработку соответствующего административного регламента.

Бездействие администрации ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области по непринятию мер к разработке и утверждению административного регламента приводит к нарушению гражданских прав и законных интересов административных истцов, как получателей данной муниципальной услуги.

Постановлением Администрации муниципального образования ЗАТО Комаровский Оренбургской области от 21 сентября 2016 года №213-п «Об утверждении Порядка разработки, проведения экспертизы и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг» утверждён порядок разработки, проведения экспертизы и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных услуг муниципального образования ЗАТО Комаровский Оренбургской области.

Пунктом 1.2 приведенного Порядка установлено, что административные регламенты утверждаются постановлением Администрации. Регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур, осуществляемых по запросу физического или юридического лица либо их уполномоченных представителей в пределах, установленных действующим законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Регламент также устанавливает порядок взаимодействия администрации с заявителями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при предоставлении муниципальных услуг.

Согласно пункту 1.4 данного Порядка, административные регламенты разрабатываются подразделением администрации МО ЗАТО Комаровский, предоставляющим соответствующую муниципальную услугу на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Оренбургской области, муниципальных правовых актов и в соответствии с настоящим Порядком.

Проекты административных регламентов вносятся отраслевыми (функциональными) органами (структурными подразделениями) и муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, к сфере деятельности которых относится предоставление муниципальной услуги.

Проект административного регламента подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации МО ЗАТО Комаровский (п.1.5 Порядка).

19 августа 2022 года постановлением администрации Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области № 334-п «Об утверждении в новой редакции реестра услуг администрации ГО ЗАТО Комаровский» утвержден новый реестр услуг администрации ГО ЗАТО Комаровский, в котором отсутствует муниципальная услуга «Заключение договора коммерческого найма жилых помещений фонда коммерческого использования».

Из положений части 15 статьи 13 Закона № 210-ФЗ следует, что порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией. Государственные и муниципальные услуги подлежат включению, соответственно, в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг (часть 1 статьи 11 Закона № 210-ФЗ).

В связи с чем суд считает, что действия администрации ГО ЗАТО Комаровский по исключению из реестра оспариваемой муниципальной услуги постановлением № 306-п, которым признано утратившим силу постановление № 289-п от 12.08.2019 «О реестре услуг администрации ЗАТО Комаровский», являются незаконными.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрацией Городского округа ЗАТО Комаровский допущено бездействие по непринятию мер к разработке и утверждению административного регламента оказания муниципальной услуги «Заключение договора коммерческого найма жилых помещений фонда коммерческого использования». При этом, действующее на территории муниципального образования Городской округ ЗАТО Комаровский Положение об утверждении порядка и условиях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования не освобождает административного ответчика от исполнения обязанности, установленной статьей 11, статьей 29 Закона N 210-ФЗ, по разработке, принятию административного регламента и его размещению в реестре муниципальных услуг.

Вместе с тем, у суда отсутствуют основания для возложения на административного ответчика - администрацию Городского округа ЗАТО Комаровский, обязанности разработать и утвердить вышеуказанный административный регламент, поскольку в силу действующего законодательства Российской Федерации, в том числе статей 10, 12 Конституции Российской Федерации, суд не вправе возложить на орган местного самоуправления обязанность принять какой-либо нормативный акт.

Надлежащим способом восстановления нарушенных прав стороны административных истцов в данном случае является возложение на административного ответчика соответствующих обязанностей принять меры к разработке и утверждению вышеуказанного административного регламента, а также разместить сведения об этой муниципальной услуге в соответствующем реестре.

Разрешая спор суд полагает, что требования о признании незаконным бездействия главы администрации Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области Мазура В.Ю. по непринятию мер к разработке и утверждению административного регламента оказания муниципальной услуги не подлежат удовлетворению, так как в данном случае на администрацию Городского округа ЗАТО Комаровский возлагается обязанность принять меры к разработке и утверждению административного регламента оказания муниципальной услуги «Заключение договора коммерческого найма жилых помещений фонда коммерческого использования».

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Заявленный административными истцами предоставленный административным ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий, суд находит достаточным и необходимым для осуществления возложенных на них законом функций.

На основании изложенного суд полагает, что административное исковое заявление Корытовского Д.С., Аитовой Ж.А., подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Корытовского Дмитрия Сергеевича, Аитовой Жанны Александровны к главе администрации Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области Мазуру Владимиру Юрьевичу, администрации Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области о признании незаконным бездействие в принятии административного регламента муниципальной услуги «Заключение договора коммерческого найма жилых помещений фонда коммерческого использования», признании незаконным действия по исключению из реестра муниципальной услуги и возложении обязанности, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области по непринятию мер к разработке и утверждению административного регламента оказания муниципальной услуги «Заключение договора коммерческого найма жилых помещений фонда коммерческого использования».

Возложить на администрацию Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области обязанность принять меры к разработке и меры по утверждению административного регламента оказания муниципальной услуги «Заключение договора коммерческого найма жилых помещений фонда коммерческого использования» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Признать незаконным действие администрации Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области по исключению из реестра услуг муниципальной услуги «Заключение договора коммерческого найма жилых помещений фонда коммерческого использования».

Возложить на администрацию Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области обязанность включить в реестр услуг администрации Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области муниципальную услугу «Заключение договора коммерческого найма жилых помещений фонда коммерческого использования» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований к главе администрации Городского округа ЗАТО Комаровский Оренбургской области Мазуру Владимиру Юрьевичу, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ясненский районный суд Оренбургской области.

Судья

В окончательной форме решение принято судом 13 октября 2022 года.

Судья